Обозначение подшипников

Маркировка подшипников осуществляется в соответствии со стандартами качества, которые могут воплощать в себе общепринятые требования (ISO/DIN) или предписываться на государственном уровне. Для России это ГОСТ, в США используется своя маркировка таких изделий по системе ANSI/AMBA. Отличия в специфике делают возможным взаимозаменяемость деталей только при отсутствии специфических требований. Основным условием при этом будет совпадение габаритных размеров. Информация о габаритах и прочие сведения чаще всего наносятся на поверхность наружного кольца (или на торцы колец).

Маркировка представляет собой буквенно-цифирный код, который содержит следующие данные об изделии:

Всего таких семь символов, требующих правильного прочтения. Внутренний диаметр подшипника и серия определяются по первым трем цифрам, справа налево. Четвертый символ указывает на тип изделия, пятый и шестой предоставляют информацию о конструктивной разновидности детали. По последнему определяют ширину. Расположенные в левой части единицы отделяются от остальных дефисом и представляют собой префикс. В некоторых случаях на подшипник, в правой части от основной маркировки, наносятся дополнительные обозначения о моменте трения, материале, из которого изготовлено изделие, классе точности и некоторые другие параметры, определяющие условия его эксплуатации.

Вместе с тем следует отметить, что даже выше указанные данные зачатую не предоставляют всей необходимой информации. В связи с этим производители наносят обозначения подшипников на упаковку, в которых они поставляются на рынок. Такая практика также имеет место быть в случаях, когда изделия изготавливаются под заказ, для применения в определенной отрасли. Предполагается, что подшипники должны выдерживать предписанные нагрузки и иметь долгий срок службы в указанных условиях. Такие изделия могут не отвечать стандартам и являются уникальными (подходят только для конкретного оборудования).

Если речь идет о прецизионных подшипниках, которые отличаются малыми габаритами, данные о размерах из-за неудобства считывания непосредственно с поверхности деталей содержатся в сопроводительной документации.

Так, например, типы отечественных подшипников имеют следующие обозначения:

Тип подшипника Обозначение
Шариковый радиальный 0
Шариковый радиальный сферический 1
Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами 2
Роликовый радиальный сферический 3
Роликовый игольчатый или с длинными цилиндрическими роликами 4
Радиальный роликовый с витыми роликами 5
Радиально-упорный шариковый 6
Роликовый конический 7
Упорный или упорно-радиальный шариковый 8
Упорный или упорно-радиальный роликовый 9